Сбор средств для каких–то целей дело древнее. Люди объединяли свои усилия и получали результат, который не могли получить по одному. Что изменилось? Теперь из этого сделали технологию. Изначально она затачивалась под поддержку новых идей и стартапов. Потом технология распространилась на производство какого-либо продукта или решения социальных задач.
Люди делятся тем, что у них есть, а это либо деньги, либо участие делом. Форма участия определяет основные направления нового движения. Краудсорсинг (участие делом) прижился в творческих проектах, а также часто используется крупными компаниями для решения внутренних задач. Краудфандинг (участие деньгами) пока активно используется в двух направлениях: на первом месте острая социальная необходимость, благотворительность, на втором — финансирование творческих проектов.
Несмотря на историческую давность зарождения этих технологий, настоящий бум только начинается, потому что этот процесс напрямую связан с развитием способов широкого общения – с Интернетом. Именно в сети появились крауд-площадки, на которых размещаются проекты и собираются ресурсы.
Но крауд-площадки, по крайней мере у нас, еще не достаточно активны и мало работают для привлечения внимания к себе и к проектам. Эта функция возлагается на авторов проектов, которые, увы, только в трех случаях из десяти до конца понимают, какие усилия надо прилагать, чтобы привлечь внимание к своей идее.
В чем проблемы краудфандинга в России?
Во-первых, сама идея не очень-то известна обществу, проблемы краудфандинга и сама технология обсуждаются, в основном, в узких кругах.
Во-вторых, автор должен уметь работать на продвижение своего проекта: правильно определить аудиторию и виртуозно с ней контактировать. «Сделайте нам интересно, и мы вас поддержим» — вот фактическая позиция «бекера» — человека, делающего взнос. Что поделать, мы вступили в эпоху информационных игр, и надо учиться в них играть и выигрывать, то есть играть лучше остальных.
В-третьих, если тонкостям продвижения проектов уже начали кое-где учить, то процесс подготовки проекта к публикации не обсуждается вообще, хотя на самом деле это важнейшая часть всей работы, от нее зависит успешность проекта на 85%.
В-четвертых, российский краудфандинг балансирует между доверием к личности автора и недоверием в целом ни к каким призывам. Требовать абсолютного доверия в нашем обществе нереально, потому что все еще помнят БАДы, МММ и жуткий по качеству инфобизнес с консультантами-студентами. Недоверие уходит медленно.
В-пятых, мы очень большая страна, много всякой информации вообще. Человек запутался.
В целом всё как всегда: чтобы процесс пошел, надо задать правильный вектор обеим сторонам взаимодействия, мотивировать обе стороны на достижение результата. А пока только 13% проектов российского краудфандинга успешны, остальные уходят ни с чем, потому что мало разъяснительной работы среди бекеров и нет надлежащих знаний у авторов. Взять в прямую американский опыт и делать кальку нельзя – разный градус доверия в обществе, да и само общество разное. Российский бекер – скептик, его надо уметь убедить.
Наше общество уже научилось поддерживать проекты «со слезой», мы все давно привыкли скидываться на какие-то благие дела, чаще всего связанные с чьей-то болезнью или стихийным бедствием. Общество пока не понимает, зачем поддерживать активных, здоровых, делающих дело людей. На самом деле – это доброта с оттенком «я вкладываю в будущее», это игра «в длинную». Если сегодня не поддерживать активных и предприимчивых, то кто же поддержит нас, когда мы станем бабушками и дедушками?
В мире развитых стран краудфандинг рассматривается как важная составляющая экономики страны в целом, поэтому принимаются регулирующие законодательные акты. В каждой стране они свои. У нас, мне кажется, совсем не лишним был бы закон о введении налоговых льгот, как для авторов проектов, так и для юридических лиц, поддерживающих такие проекты.
Краудфандинг в России пока новинка, по крайней мере, в отношении инновационных проектов. Но это остро актуальная новинка в связи со слабой доступностью малого бизнеса к инвестициям. О необходимости всячески помогать малому бизнесу сегодня говорят все, но делают ставки на привычные обкатанные технологии, хотя многим представителям бизнеса в России полезно знать, что краудфандинг — не только потенциальный источник финансирования, но и мощнейший инструмент маркетинга инновационных продуктов и способ изучения рынков сбыта.
В конце концов, могут существовать любые колебания мнений о полезности или бесполезности крауд-технологий, но мировая экономика отмечает большую скорость роста краудфандинга и считает это новое направление невероятно важным для себя. Было бы странным отрицать этот тезис и для развития экономики России.
Ирина Лиленко, генерального директора краудфандинговой площадки CrowdRepublic.ru