Мозговой штурм «Социальные инвестиции – время испытания принципов»
2 октября на международном инвестиционном форуме Сочи-2015 состоялась секция «Социальные инвестиции – время испытания принципов».
В российском бизнесе образовалось ядро из 50-55 компаний, которые системно подходят к политике выстраивания своей устойчивой политики в области социальных инвестиций и готовы раскрывать свою ежегодную финансовую отчётность и размер социальных инвестиций. Эти компании в основном делают акцент на качестве помощи, которую они оказывают обществу.
Но за 10 лет с 2003 по 2013 год это направление не продемонстрировало положительной динамики. Росту мешают три основных фактора:
— необходимость сокращать издержки в условиях падающего рынка;
— отсутствие государственной стратегии по проблематике социальных инвестиций и реальных рычагов, позволяющих сделать тему социальных инвестиций более понятной и эффективной;
— дефицит кадров, глубоко понимающих проблематику и готовых эффективно работать.
Приумножение масштабов социального инвестирования может быть достигнуто только при консолидации усилий всех заинтересованных сторон — государства, бизнеса и общества.
Особое внимание следует уделить продвижению механизмов социального инвестирования, которые уже подтвердили свою эффективность. Во-первых, это партнёрство как глобальный тренд повышения устойчивости и эффективности социальных программ. Во-вторых, целевые капиталы, которые могут стать инструментом сохранения и приумножения благотворительных бюджетов некоммерческих организаций, а донорам позволят перевести часть программ на долгосрочную основу. В-третьих, инвестиции в проекты социального предпринимательства, которые могут стать точками роста и развития регионов. В-четвертых, корпоративное волонтёрство как действенный инструмент для значимых социальных изменений и построения корпоративных коммуникаций.
Участники секции считают, что существующее отношение и низкий уровень доверия к НКО приводит к недооцененности их потенциала. Вместе с тем, именно НКО обладают наибольшим опытом, компетенциями и пониманием социальной сферы для проведения программ, направленных на социальные изменения.
Участники внесли следующие предложения:
Федеральным органам государственной власти
-совместно с профессиональным сообществом разработать и утвердить Национальную концепцию устойчивого развития и социальной ответственности, включающую меры по совместному индикативному прогнозированию и планированию, а также государственному стимулированию корпоративной социальной деятельности, эффективности и конкурентоспособности
— создать четкие и долговременные «правила игры» при реализации социальных инвестиций с формированием необходимой налоговой и правовой базы
— рассмотреть возможность создания при Министерстве экономического развития Российской Федерации координирующего органа, отвечающего за анализ и отбор лучших практик социального инвестирования, поощрение наиболее эффективных проектов
— обеспечить поддержку поправкам в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», которые были внесены на рассмотрение в Государственную Думу в октябре 2014 года. В поправках содержится юридическое определение термина «социальное предпринимательство». Их принятие поможет точной идентификации социальных предпринимателей и задаст прозрачные параметры оценки их деятельности
— обязать компании со 100% государственным участием и региональные ГУПы публиковать ежегодную финансовую отчётность с выделением социальных и экологических показателей своей деятельности.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации
— провести внутренний аудит потенциально эффективных проектов социального инвестирования и сформировать предложения по партнёрству для бизнеса, присутствующего в регионе.
— Государственному и частному бизнесу
— продолжить работу по повышению прозрачности финансовой отчётности
— создать условия для развития социального предпринимательства в российских регионах; участвовать в пропаганде и популяризации социального предпринимательства среди населения моногородов
— рассмотреть возможность вложения средств в профессиональное и организационное развитие НКО как надёжного партнёра в реализации программ социального инвестирования.
Органам государственной власти, бизнесу, профессиональному сообществу
— продолжить всестороннее обсуждение необходимости установки экономических стимулов для вкладов в фонды целевого капитала со стороны бизнеса
— продолжить просветительскую работу по преимуществам и перспективам целевых капиталов среди НКО и бизнес-структур
— объединить усилия по формированию привлекательного и понятного образа социально ответственных компаний.
По материалам сайта Филантроп