Фонд «Соработничество» формирует социальный банк технологий и практик для тиражирования в регионах
Во исполнение решения шестого заседания Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви от 10 марта 2015 года Фонд «Соработничество» приступил к формированию социального банка технологий и практик, полученных в рамках реализованных проектов конкурса «Православная инициатива».
При формировании социального банка специалисты и эксперты Фонда «Соработничество» провели ряд исследований по изучению практического опыта социального проектирования победителей конкурса «Православная инициатива». В результате исследовательской работы был выделен ряд технологий, методических разработок, которые легли в основу социального банка.
Социальный банк представляет собой электронную базу с перечнем технологических и методических наработок. Методическую базу социального банка составляют образовательные программы, сценарии, периодические издания, учебно-методические материалы, радиопрограммы, видеофильмы и телепередачи, сайты и базы online. Методические наработки апробированы в рамках реализованных проектов конкурса «Православная инициатива» и получили высокую оценку благополучателей.
Содержание социального банка будет полезно следующим целевым группам (благополучателям):
-Студенческая и работающая молодёжь
-Дети (учащиеся, молодые люди, пережившие чрезвычайную ситуацию, подростки-инвалиды; дети в возрасте от 4 до 8 лет, оставшиеся без попечения родителей; дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию; воспитанники детских домов).
-Профессиональная аудитория (журналисты, педагоги и методисты общеобразовательных школ, сестры милосердия).
-Люди в трудной жизненной ситуации (женщины, находящиеся в критической ситуации; наркозависимые лица, воспитанники реабилитационного центра, проходящие социально-трудовую адаптацию и члены их семей).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕХНОЛОГИЧНЫХ НАРАБОТОК,
ПОЛУЧЕННЫХ В РАМКАХ РЕАЛИЗОВАННЫХ ПРОЕКТОВ КОНКУРСА «ПРАВОСЛАВНАЯ ИНИЦИАТИВА»
I. |
Целевая группа – СТУДЕНТЫ и МОЛОДЕЖЬ |
1. |
Студенты технического вуза |
Решаемые задачи: привлечение студентов к православному краеведению через организацию исследовательской работы во внеучебное время, а также организацию студенческих публичных и досуговых мероприятий на православную тематику. В ходе проекта была организована работа студентов в архивах и в музее, организована студенческая фотовыставка на православную тематику, разработана и проведена интеллектуальная игра на тему «Традиции и обычаи Русской Православной Церкви». В рамках проекта состоялись плановые встречи студентов со священником, организован коллективный просмотр видеофильмов на православную тематику, проведен социологический опрос «Отношение студентов к Русской Православной Церкви». В социальную копилку: · программа исследования истории Русской Православной Церкви студентами технического вуза; · анкета и программа социологического исследования по изучению отношения студентов к религии. |
|
2. |
Студенты вузов города (межвузовское сообщество) |
Решаемые задачи: приобщение студенческой молодежи к изучению православия через организацию межвузовской политематической викторины. В ходе реализации проекта организована и проведена городская межвузовская викторина, с разработанным блоком вопросов по православной тематике. В социальную копилку: |
|
3. |
Студенты и работающая молодежь – члены республиканского поискового отряда |
Решаемые задачи: патриотическое воспитание молодёжи, развитие её духовного потенциала, возрождение идеалов бескорыстного служения Отчизне. В ходе реализации проекта в партнерстве с миссионерским отделом Саранской епархии организована и состоялась поисковая экспедиция по поиску и перезахоронению останков воинов, установлению имён и судеб без вести пропавших защитников отечества в ходе Демянской наступательной операции (Тверская область). Отработан алгоритм организации и проведения поисковых экспедиций на места боев Великой Отечественной войны и работы в архивах. В социальную копилку: · образец согласованного с местной адмнистрацией маршрутного листа поиска |
|
4. |
Молодежная интернет — аудитория, ориентированная на изучение памятников православной культуры |
Решаемые задачи: показать красоту православных храмов широкой аудитории, особенно молодежной, в сети Интернет. В ходе реализации проекта: разработаны технические требования к организации и проведению панорамной съемки; разработан сценарный план; проведена фотосъемка в 3D формате православных храмов Эстонии, изготовлено 109 панорам храмов, размещенных на специально созданном сайте http://www.hramy.ee/photo/ В социальную копилку: |
|
5. |
Молодые исследователи истории репрессий 1930-50-х гг и подвигов новомучеников |
Решаемые задачи: сделать доступной широкой молодежной интернет – аудитории информацию о священниках, погибших за веру в годы репрессий и захороненных на Бутовском полигоне. В ходе реализации проекта в течение нескольких лет по разработанной схеме проведения поисковых работ ведутся архивные и иные исследовательские работы, направленные на восстановление списков репрессированных священников, восстановление их жизненного пути и истории церковного служения, а также мемориальные работы – размещение информации, позволяющей наглядно показать историю жизни и трагической гибели священников, для свободного доступа на сайте проекта. Возможности для тиражирования: · опыт визуализации итогов исследования в пополняемой интернет-базе на сайте http://martyrmap.ru/ |
|
6. |
Молодежная читательская аудитория удаленного микрорайона |
Решаемые задачи: совместно с представителями церкви привлечь молодежь удаленного микрорайона к чтению православной литературы, в том числе при помощи мобильных устройств. В рамках реализации проекта на базе библиотеки открыт православный Молодежный центр «Благовест», в рамках которого создан фонд духовно-просветительской литературы, в том числе на электронных носителях и в сети Интернет. Для молодых читателей организовано обучение на курсах «23 дела» с мобильным устройством». К работе центра с беседами на православные темы активно привлекались священники. В социальную копилку: · сценарии литературных тематических вечеров (Любовь истинная и мнимая; Страдания и чудеса; Под присмотром свыше; Успение Пресвятой Богородицы; Семья – основа всех основ; Сергий Радонежский; Устремить взор к горнему; Будьте не мертвые, а живые души…) · Цикл виртуальных выставок «Сердцу полезное слово»: 1) «Женский взгляд«(«женское лицо» православной литературы) 2) «Мужской разговор«(современные православные писатели) 3) «Полезное чтение« |
|
7. |
Молодежь, заинтересованная в сохранении традиционных народных ремесел |
Решаемые задачи: содействовать заинтересованности молодежи традициями кружевоплетения, православное просвещение детей и молодежи через организацию их знакомства с рождественской тематикой в прикладном традиционном творчестве. Пропаганда и развитие традиционного киришского кружевоплетения. В ходе реализации проекта светской организацией наработан опыт по привлечению молодежи к сохранению традиционных ремесел и памятников православия через изучение кружевоплетения; организован открытый районный конкурс профессионального мастерства по коклюшечному кружевоплетению, по итогам конкурса будут изданы альбомы с работами участников. В социальную копилку: |
|
II. |
Целевая группа и благополучатели — ДЕТИ |
1. |
Учащиеся православной гимназии, занимающиеся в детско-подростковой телестудии |
Решаемые задачи: вовлечение детей в творческую деятельность, основанную на православных ценностях, в рамках создания детско-подростковой православной телестудии. В ходе проекта на базе епархиальной православной гимназии организована работа учебной телестудии, где дети обучались основам видеомонтажа, звуко- и свето- режиссуры, актерского мастерства. Учащимися созданы видеофильмы о паломнической поездке старшеклассников; об отдыхе и жизни в православном летнем лагере; а также фильм, в основу которого положен рассказ старого казака Оренбургского казачьего войска о событиях Гражданской войны в его родном селе. Проект курирует духовник гимназии. В социальную копилку: · расписание занятий детско-подростковой телестудии «Крылья» |
|
2. |
Участники православной творческой мультипликационной студии в возрасте от 10 до 16 лет |
Цель и задачи проекта: вовлечение детей в творчество, связанное с православными ценностями. В ходе реализации проекта с участием детей разработаны сценарии; студийцами создано 12 мультфильмов, посвященных главным православным праздникам. Обучение основам профессии художника-мультипликатора, осветителя, сценариста, режиссера, актера сопровождалось просветительскими беседами со священником, окормляющим студию, и участием в жизни прихода. В социальную копилку: · созданные мультфильмы «Марионетки», «Первый снег». |
|
3. |
Участники детской творческой студии при храме |
Решаемые задачи: приобщение детей к православному краеведению через вовлечение их в творческую деятельность на базе храма. В ходе реализации проекта на базе храма создается детская студия по изготовлению настольных игр на православную и краеведческую тематику. Итогом образовательной программы станет разработка и изготовление настольной игры «Путешествие по святым родникам родного края». В социальную копилку: · Карточки для игры (Карточки испытаний; Карточки мудрости; Карточки участников) · Правила настольной игры «Живая вода» · Программа курса «Создание и обработка графических изображений в программе Corel Drow» · Программа и опыт создания творческой студии «Живая вода на базе Воскресной школы» |
|
4. |
Учащиеся воскресных школ при храмах |
Решаемые задачи: привлечение православной молодежи к спорту и физической активности, воспитание здоровых и нравственно устойчивых граждан города путем развития здорового образа жизни, противодействия алкоголизму и наркомании. Развитие межприходского общения, формирование новых дружеских связей, противодействие экстремизму, фундаментализму, враждебному взгляду на физическую культуру и спорт в православной среде. В ходе реализации проекта планируется организация и развитие спортивных секций (шахматы и футбол) при приходах города и области, проведение серии дружеских спортивных встреч между детьми из разных приходов и православных школ. Проект реализуется в партнерстве православных, общественных, муниципальных и бизнес-организаций. В социальную копилку: · Материалы межрегиональной конфреренции в формате Круглого стола «Православие и спорт» |
|
5. |
Юные православные астрономы |
Решаемые задачи: создание условий для обретения учащимися целостного православного мировоззрения, понимания ими возможностей познания Бога через исследование природы (естественного богопознания). В ходе реализации проекта в реальном партнерстве воскресной школы и городского ДДЮТ создан детский Клуб православных астрономов, открытый для всех желающих в нем заниматься. Клуб оснащен телескопами и методическими материалами, позволяющими обеспечить обучение и воспитание детей. Обучение детей в клубе построено на сочетании занятий по астрономии с духовно-просветительской программой, за реализацию которой отвечает священник. В социальную копилку: · Программа дополнительного образования «Астрономия» (для епархии) |
|
6. |
Молодые люди, пережившие чрезвычайную ситуацию (теракт в Бесланской школе и войну в Южной Осетии) Подростки-инвалиды (в т.ч. – с задержкой психического развития) |
Решаемые задачи: социальная реабилитация поколения, выросшего в условиях чрезвычайной ситуации, через приобщение к труду, творчеству, через милосердие к немощным. В ходе реализации проекта специалистами Реабилитационного центра организованы смены инклюзивного летнего лагеря на тему «Творим вместе». В основу программы лагеря положено обучение детей традиционным видам народных промыслов (кузнечное, столярное, каменотесное дело, работа с керамикой, пошив одежды). В социальную копилку: · Материалы к тренингам по поведенческим проблемам и сенсорной интеграции · Распорядок дня в инклюзивном лагере для юношеских групп и для групп детей младшего школьного возраста |
|
7. |
Дети и молодые люди с отклонениями в умственном развитии |
Решаемые задачи: социальная реабилитация детей и молодых людей с отклонениями в умственном развитии через их духовно-нравственное воспитание и воцерковление. В ходе реализации проекта приходом организованы три смены летнего лагеря и паломнические поездки для детей из интерната, организовано обучение волонтеров для сопровождения «особых» детей. По итогам проекта будет подготовлен буклет, содержащий информацию о проекте и о положительном опыте сотрудничества прихода и государственных учреждений социальной защиты. В связи с тем, что окормляемый интернат является опорной экспериментальной площадкой Минсоцзащиты РФ, опыт работы прихода с детьми – инвалидами будет распространен среди руководителей государственных социальных учреждений России, как пример церковно-социального сотрудничества. В социальную копилку: |
|
8. |
Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, дети, состоящие на учёте в комиссии ПДН |
Решаемые задачи: создание условий, при которых развлекательно-познавательная деятельность органически сочеталась бы с духовно-нравственным воспитанием и физическим развитием «трудновоспитуемых» детей и подростков посредством организации и проведения тематического палаточного лагеря (совместно с учащимися воскресных школ епархии) В ходе реализации проекта на базе монастыря в партнерстве с педагогическим вузом и региональной администрацией организован и проведен палаточный лагерь для трудновоспитуемых подростков и воспитанников воскресных школ. Программа лагеря построена на сочетании исторической реконструкции и включения воцерковленных и невоцерковленных подростков в ежедневную православную практику. Лагерь организован усилиями мужского монастыря и государственного пединститута. В социальную копилку: · План-сетка проведения православной профильной лагерной смены · Сценарий фильма Детского творческого объединения о Сергии Радонежском. · Программа тематических лекций-бесед и иных мероприятий православной лагерной смены |
|
9. |
Воспитанники детских домов, кризисных центров и пеницитарных учреждений, учащиеся школ — «трудные» подростки — зрители кукольного спектакля. |
Решаемые задачи: средствами кукольного спектакля помочь зрителям пережить в рамках театрального действа собственный социальный негативный опыт по затрагиваемой тематике (семья, сыновство, Отечество, отношения с Богом) для позитивного преодоления собственного духовного кризиса. В ходе реализации проекта поставлен кукольный спектакль по пьесе К. Дмитракова и Л. Осташенко «Притча о блудном сыне», и осуществлены его показы в 2 подростковых колониях области, в 4 кризисных центрах и в 4 детских домах города. Авторами проекта апробирован методический материал по постановке кукольных спектаклей на православную тематику в образовательных и воспитательных учреждениях как фактора духовно-нравственного воспитания оступившихся подростков. В социальную копилку: · сценарий спектакля по пьесе К. Дмитракова и Л. Осташенко «Притча о блудном сыне» |
|
III. |
Целевая группа и благополучатели — ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АУДИТОРИЯ |
1. |
Журналисты светских СМИ |
Решаемые задачи: установление конструктивных, товарищеских отношений журналистов епархиальных управлений с представителями светских СМИ города с целью распространения позитивной информации о Церкви; преодоление атмосферы взаимной вражды в отношениях православной общины города и представителей журналистского сообщества. В ходе реализации проекта: епархиальным отделом организованы творческие встречи со светскими журналистами в формате пресс-туров по церковным объектам области; проведены специализированные семинары для журналистов светских СМИ и для студентов факультета журналистики университета (церковный протокол, особенности информационного освящения церковных мероприятий, работа фотокорреспондента на церковном мероприятии; знакомство с епархиальными отделами). В социальную копилку: |
|
2. |
Педагоги и методисты общеобразовательных школ – преподаватели курса Основы православной культуры |
Решаемые задачи: использовать потенциал победителей регионального конкурса преподавателей Основ православной культуры в продвижении школьного предмета среди педагогов общеобразовательных школ и родителей учащихся. В ходе реализации проекта на протяжении нескольких лет в режиме творческой экспедиции организуются методические занятия победителей регионального конкурса преподавателей Основ православной культуры перед профессиональной аудиторией в городах и сельских районах региона. Организация и проведение занятий, направленных на повышение профессиональной компетенции педагогов, проходят при партнерстве с региональными и местными органами образования. В социальную копилку: · организация и программа творческой экспедиции «Поезд творческих идей», изложенная на сайте |
|
3. |
Сестры милосердия |
Решаемые задачи: обучение сестер милосердия основам русского жестового языка для работы с детьми и взрослыми с нарушениями слуха. В ходе проекта разработаны методические материалы для обучения жестовому языку, обучены 10 сестер милосердия; полученные знания использовались сестрами милосердия во время служб в храмах при сопровождении детей и взрослых с нарушениями слуха. В социальную копилку: · Методическое руководство по преподаванию дактилологии и жестовой речи · Рабочая программа дополнительной образовательной программы «Основы жестового перевода в Церкви» · Рабочая тетрадь по дактилологии и жестовой речи (для сестер милосердия) |
|
4. |
Врачи-гинекологи – участники антиабортной пропаганды |
Решаемые задачи: через привлечение врачей-гинекологов к активному участию в антиабортном информировании пациенток женских консультаций, а также через предоставление женщинам вневрачебной информационной и психологической помощи добиться снижения количества абортов в городе. В ходе реализации проекта сотрудник храма прошла стажировку в Москве у психолога Т.Филипьевой и обеспечила консультирование женщин; врачи-гинекологи двух женских консультаций привлечены к участию в проекте через организацию профессионального конкурса по профилактике абортов; на базе женских консультаций организован обязательный прием психологом проекта всех женщин, решивших сделать аборт. В ходе реализации проекта более 60 женщин отказались от аборта. В социальную копилку: · Положение о конкурсе между женскими конкультациями и врачами-гинекологами · Договор о сотрудничестве между управлением здравоохранения города и Приходом · Доклад социального работника по итогам конкурса между женскими конкультациями и врачами-гинекологами |
|
IV. |
Целевая группа и благополучатели — ЛЮДИ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ |
1. |
Женщины в критической ситуации, решившие сделать аборт |
Решаемые задачи: проведение публичных акций и организация работы психолога с женщинами в критической ситуации в районных центрах Бурятии. В ходе реализации проекта в 18 районах республики Бурятия открыты консультационные пункты для женщин, решившихся в критической ситуации на аборт, накоплен опыт по организации консультационных пунктов и организации их работы. На базе консультационных пунктов проведено более 1000 консультаций, от аборта отказались более 150 женщин. Проведены публичные молодежные противоабортные акции, накоплен опыт по согласованию акций с администрацией города, также оргнизован конкурс сочинений среди школьников. Возможности для тиражирования: · опыт организации и проведения конкурса сочинений среди школьников на противоабортную тему |
|
2. |
Наркозависимые лица, воспитанники реабилитационного центра, проходящие социально-трудовую адаптацию, и члены их семей |
Решаемые задачи: способствовать реинтеграции наркозависимых подростков в общество через обучение их трудовым и профессиональным навыкам на территории Реабилитационного центра и последующее их трудоустройство. В ходе реализации проекта до 15 наркозависимых подростков пройдут на базе одного из лучших в стране православных реабилитационных центров для наркозависимых обучение по программам профессиональной подготовки (основы столярного дела и мебельного производства). Участниками трехмесячной программы станут подростки, успешно прошедшие в течение 3-х месяцев программу Дневного стационара на базе храма. Семьи наркозависимых будут приглашаться к участию в консультациях и тренингах. В социальную копилку: · Программа реабилитационного процесса «Обитель исцеления» (3 этапа реабилитации) |