Ситуация складывается таким образом, что сбор средств внутри социального сообщества становится не экзотическим экспериментом, а базовой моделью финансирования. Технологии такого финансирования развиваются быстрыми темпами, предлагая целый набор стратегий. Бизнес устроен так, что рано или поздно он приходит к идее масштабирования удачных решений. Удалось собрать средства на проект, значит, в следующий раз, надо запустить два потока, потом три, и так далее.
Как обстоят дела на самом деле? Действительно ли чем больше, тем лучше? Вашему вниманию предлагается десять тезисов на эту тему. Материал составлен на основе сравнения кампания на платформах Kickstarter и Indiegogo.
1. Несколько кампаний разделяют сеть сторонников на несколько независимых сообществ.
Следовательно, вашим друзьям и близким будет сложнее финансировать несколько подсетей, предоставляя вам начальный капитал.
2. Меньший начальный взнос снижает виральность кампании.
Если кампания не будет опираться на поддержку вашего самого ближайшего окружения, вы не сможете добиться значительного успеха. Краудфандинг обеспечивает не только финансирование, но, что более важно, проверку рынка, будущую клиентскую базу, а также новые идеи и предложения относительно продукта, которые помогут вашей компании расти и развиваться в долгосрочной перспективе. Без верных клиентов вы упустите большой кусок пирога и, по сути, «обескровите» свою кампанию.
3. Низкий рейтинг привлечет меньше сторонних бекеров
Большинство бекеров просматривают только популярные страницы. Как правило, популярность является неким социальным подтверждением жизнеспособности продукта, что позволяет пропускать «мусор», экономить время и работать только с «хитами».
Чтобы попасть в этот список и по-настоящему поддержать свой бизнес, нужно уметь выходить на должный уровень популярности и доминирования. Довольно сложно обеспечить должную поддержку двум проектам одновременно.
4. Неэффективный маркетинг
Успех проекта почти всегда определяется успехом маркетинговой стратегии, а ее разработка и проведение в жизнь, в свою очередь, требует значительных усилий.
Сможете ли вы эффективно разделить свое время и энергию между двумя кампаниями? Вряд ли вы сможете заинтересовать журналистов и блоггеров двумя отдельными проектами, но даже если это вам удастся, в конечном итоге, представители прессы будут дезориентированы обилием предоставленной информации. Вы можете попасть в ситуацию, когда вам придется конкурировать с самим собой.
5. Большое количество вариантов затрудняет выбор
Большая часть ваших жертвователей (бекеров) просто хочет вам помочь. Необходимость принимать решения затрудняет этот процесс. Они хотят сделать правильный выбор и способствовать вашему успеху. Обилие вариантов затормаживает активность. Бекер задается вопросом, какую кампанию предпочесть, правильно ли он поступает, и что вообще нужно автору кампании?
6. Ни один бекер не хочет оказаться в положении подозрения, что его используют
Краудфандинг основан на тесном личном контакте авторов продукта и бекеров. История и миссия проекта так же сильно влияют на успех, как и качество самого продукта (разумеется, это не всегда относится к революционным продуктам, меняющим направление развития целой отрасли).
Необходимо понимать, что они будут обижены вашей работой «на два фронта». Множество вариантов – верный маркер того, что Краудфандинговая кампания является результатом холодного расчета; бекеры же хотят стать частью вашей уникальной истории. Людям важно чувствовать себя значимыми.
7. Больше работы, меньше результатов
Вопреки распространенному мнению, прямой связи между напряженностью работы и значимостью результатов нет. Запуск одновременных кампаний двух платформах потребует значительно больших усилий, чем одиночная кампания на любой из этих платформ.
Закон Парето (80/20) действует и здесь – основные результаты приносят 20% усилий.
8. Доставка перков, ставшая кошмарным сном
В случае успеха кампании одним из важнейших и самых неожиданных препятствий на пути к наслаждению заслуженным триумфом является производство и доставка перков. Нестыковки на производстве, общение с бекерами в режиме реального времени, получение груза с фабрики, изготовление этикеток и упаковки – все это требует огромных хлопот.
Умножьте это на два, и вам сразу станет всё понятно.
9. Дополнительные правила и нормы
Indiegogo и Kickstarter являются бесспорными лидерами мирового Краудфандинга. В общем, только на этом их сходство и заканчивается. По своей сути они довольно сильно отличаются друг от друга, и каждая из этих моделей вполне конкурентоспособна.
Что это значит для вас? Каждая платформа имеет собственный свод процедур и требований, а также штат менеджеров, осуществляющих коммуникацию и контроль. Вам придется иметь дело с удвоенным объемом работы, количеством возникающих вопросов и числом людей, потенциально способных затормозить публикацию проекта. Звучит не очень позитивно.
10. Двойной выигрыш или двойная потеря?
И, наконец, один из самых плохих сценариев: кампания на Kickstarter провалена, а проект на Indiegogo стремительно набирает обороты. Эмоции сторонников накалены до предела, а вы, как автор обоих проектов, должны найти способ для спасения своего стартапа и репутации.
Не загоняйте себя в заведомо проигрышную ситуацию и не ставьте свой бизнес под удар.
По материалам статьи Михаила Огарёва на crowdsourcing.ru и ArtOfTheKickstart