Как найти деньги

перейти на главный сайт

Главная - Работа с фондами - О социальном предпринимательстве

О социальном предпринимательстве

03:00, 30 июля 2015
Работа с фондами

Главное в социальном бизнесе — креативная идея. Их создают люди, а не корпорации

Социальное предпринимательство — новое явление в нашей жизни. Несомненно, в нём скоро проявится исконно русская специфика. Но, сейчас нам надо быть прилежными учениками, изучающими опыт наставников. Вашему вниманию предлагается интервью с идеологом социального предпринимательства, профессором из Бангладеш Мухаммадом Юнусом, в 2006 году получивший Нобелевскую премию мира за борьбу против бедности. Это интервью Мухаммад Юсуф дал три года назад, но оно прекрасно отражает его подходы к социальному предпринимательству, взгляды на роль личности, а также знакомит читателей с реальными проектами, осуществлёнными под его руководством.

— Всемирный саммит в Вене 2012 года посвящён инновациям. Но ведь сам по себе социальный бизнес — новое явление для экономики. В чём его уникальность?

— Главная инновация социального бизнеса состоит в том, что он не ставит своей целью максимальное обогащение. Деньги для социального предпринимателя — это средство, чтобы решать какую-то общественную проблему. Для этого надо создать устойчивый бизнес, чтобы не зависеть от грантов, как это обычно происходит с благотворительными проектами. Кроме того, благотворительность рождает у получателей средств иждивенчество, бесплатная помощь развращает. Социальный предприниматель, как и любой, самый обычный бизнесмен, свои услуги или товары продаёт, но нацелен при этом не на максимальную прибыль, а на гуманное отношение к потребителю: либо он торгует по социальной цене, либо организует удобную по месту и времени логистику товара. В общем, он новатор, потому что по-новому комбинирует ресурсы и создаёт бизнес с человеческим лицом. Прибыль он реинвестирует, а не кладёт себе в карман. Мы с группой «Грамин» и большими корпорациями — Adidas, Danone и другие — создали более 50 совместных проектов социального бизнеса. Но для меня это не вопрос даже одного процента акций! Заработать как можно больше не самоцель для социального бизнесмена. Делать деньги — счастье, но делать счастливыми других людей — счастье втройне!

— А какие инновации ожидают участников Венского форума?

— Новшеством этого саммита станет то, что мы пригласили на него молодых предпринимателей не старше 1987 года рождения. Кому как не им развивать бизнес-технологии будущего! Ведь само будущее социального бизнеса — за молодёжью, которой не нужны привычные институты, они креативные, современные, смелые и готовы действовать, а не болтать.

— Главная тема для бизнеса в мировом масштабе: преодоление последствий глобального экономического кризиса. Социальный бизнес может помочь в решении этой задачи?

— Да, он вполне может помочь решить проблемы и продовольственного кризиса, и экологического, и даже финансового. В нашем мире финансовые системы служат богатым людям и крупным компаниям. Не думаю, что это правильно: они должны служить всем людям. Современное устройство мира превратило людей в машины по производству денег. И вот эту главную ошибку надо исправить, чтобы финансовые кризисы ушли в прошлое. По нашему опыту мы видим, что это возможно. Когда мы создавали банк «Грамин», то решили работать с бангладешскими бедняками, в основном женщинами, без залога и поручительства, исключительно на доверии. Мы приходили к нашим клиентам домой и выдавали микрозаймы, которые в итоге помогали повысить их уровень жизни. А чтобы выплаты банку не били по кошельку, установили еженедельные микровыплаты: с маленькой суммой психологически легче расставаться. Кроме того, видя нищету, голод или проблемы со здоровьем у наших клиентов, мы находили бизнес-партнёров и придумывали решение их проблем.

— Вы можете привести примеры?

— В конце 1970-х, когда банк «Грамин» только-только начал выдавать займы беднякам, мы пришли у себя в Бангладеш в деревню, где дети болели куриной слепотой: днём всё видели, а с заходом солнца теряли зрение. Я выяснил у врачей, что причиной тому недостаток витамина А. Мы взяли слово с наших клиентов, чтобы на полученные у нас займы они кормили детей овощами, богатыми каротином. Мы исходили из того, что люди не будут нас обманывать, когда речь идёт о здоровье их детей. А когда наши клиенты стали жаловаться, что у них нет семян, мы выпустили очень дешёвые семена — пакетик за один пенс — и стали продавать нашим клиентам: сегодня у нас самый крупный оборот семян в стране, а в Бангладеш больше не существует проблемы детской куриной слепоты. С Adidas мы разработали очень дешёвые ботинки — всего за один евро, однако такого хорошего качества, чтобы компании было не стыдно ставить свой лейбл на продукцию. Это был очень непростой проект. Многие люди, не имевшие средств, чтобы купить обувь, страдали самыми разными болезнями из-за того, что ходили босыми. И прежде чем всё получилось, мы с Adidas два года разрабатывали концепцию недорогой обуви — искали качественные материалы и подходящие технологии (подробнее).

— Насколько широкое распространение получил сегодня социальный бизнес и как он уживается с традиционным?

— Знаете, в Европе целые города развиваются при помощи социальных предприятий: например, Висбаден в Германии, Фукуока в Японии провозгласили себя городами социального бизнеса. Но это не значит, что надо отрицать традиционный бизнес. Социальный бизнес обычно работает на низшей точке самоокупаемости, поэтому его существование невозможно без взаимодействия на рынке с традиционным бизнесом. Заниматься социальным бизнесом, особенно если он адресован малоимущим слоям населения, это тяжёлая работа не для каждого предпринимателя. Могу посоветовать тем бизнесменам, которые пока не чувствуют, что готовы полностью посвятить себя социальной проблеме, начать с реализации отдельного проекта в рамках корпоративной социальной ответственности. Не отдавать деньги на благотворительность, как это принято для поддержания имиджа компании, а создать самоокупаемый, но при этом социальный проект. Для этого надо быть не только деловым человеком, но и уметь сопереживать и сочувствовать определённой целевой аудитории. И понятно, что делать это надо не для пиара, а из желания работать на благо общества.

— Кто должен двигать идею социального бизнеса: малые предприятия или крупные корпорации?

— Прежде всего личности. Ведь главное в социальном бизнесе — это креативная идея: она обеспечивает 80 процентов успеха. Такие идеи создают люди, а не корпорации.

— В прошлом году вы принимали участие в Форуме социального бизнеса в Москве. Есть ли сегодня какой-то резонанс в России от того мероприятия?

— В 2011 году я встречался с министром экономики Эльвирой Набиуллиной (ныне — помощник президента РФ. — Д.О.) и мы обсуждали различные аспекты развития социального бизнеса в вашей стране. В частности, пришли к выводу, что он может быть хорошим механизмом для развития моногородов с точки зрения самозанятости населения. В итоге минэкономразвития сегодня реализует эту программу совместно с Агентством стратегических инициатив, Российским микрофинансовым центром, фондом региональных социальных программ «Наше будущее» и крупными бизнес-корпорациями. Насколько я знаю, в конце октября в Москве прошёл уже третий Форум социального бизнеса, а представители вашего министерства экономики в этом году приедут к нам на саммит в Вену. Считаю, что в вашей стране у социального бизнеса большие перспективы. А тот факт, что российский рынок очень молод, ему всего 20 лет, — скорее преимущество, чем недостаток: вы открыты для новых идей и подходов.

— Недавно был основан Центр Юнуса, который тесно взаимодействует с программой ООН «Цели развития тысячелетия», в частности, по вопросам преодоления бедности. Какие задачи вы намерены решать?

— Программа ООН ставит несколько конкретных целей: искоренить в мире крайнюю нищету и голод, создать универсальную систему начального образования, продвигать идею равенства полов, усилить позиции женщин в структурах власти. Мы определили для себя год «икс» — 2015. Конечно, у каждой страны свои темпы развития, и всё же к этому году мы надеемся достичь заметного прогресса. Все цели очень чётко определены, и результаты оценит не только ООН, но и различные институты, а также наши оппоненты в разных странах. Приумножить успехи или скрыть неудачи будет очень трудно. Я же надеюсь дожить до того времени, когда бедность на земле будет преодолена и люди будут создавать музеи бедности, чтобы показать своим детям, как это было раньше.

Подробнее о Мухаммаде Юнусе можно узнать по ссылке.

Дарья Осина, редактор портала «Новый бизнес: социальное предпринимательство».

ТАСС

Наверх